Город Владимир, напомню, некогда был столицей северо-восточной Руси – Ростово-Суздальского княжества. А до него эту роль, правда, не слишком долго, фактически играл сам Суздаль – в начале XII века.
Суздаль отстоит от Владимира примерно в стольких же километрах – около трёх десятков, на сколько лет его вывел на столичный уровень князь Юрий Долгорукий.
Вот туда мы сейчас движемся на такси и ведём обстоятельный разговор о театральной жизни, судьбах актёров и важных постановках.
Тему поднял я, заметив у молодого парня за рулём крупную татуировку в половину предплечья – портрет Константина Сергеевича Станиславского.
Оказалось, что он заканчивает здешний Институт искусств и художественного образования, вскоре станет профессиональным театроведом. Внимательно следит за работой московских театров, куда регулярно ездит на спектакли, знаком со многими столичными актёрами.
Интересно было слушать его рассуждения о тенденциях, профессиональные оценки творчества ведущих режиссёров.
Умел он и слушать. Это когда он спросил о знакомых мне театральных людях. Я рассказал ему о Льве Свердлине, о других актёрах театра имени Маяковского, который мне когда-то был близок.
Интеллигентный, воспитанный, увлечённый творчеством человек, вынужденный пока зарабатывать на жизнь своим таксомотором.
Дали Суздаля
А вот в конце дня в обратную сторону, словно для контраста, нас вёз его антипод.
Солидный дядя, для начала разузнав у меня, что мог, о моей профессии журналиста-международника, стал меня уличать, что в командировки в разные страны я ездил, как он выражался, «на халяву».
Когда, оторопев, я напомнил, что работал и там, и по приезде – писал корреспонденции, очерки, даже книги, у него возник свой аргумент: «Так это же вы делали в своё удовольствие!».
Здесь я должен был в какой-то мере с ним согласиться. Но он продолжал напирать на то, что я «халявщик», что главное для меня было съездить «в загранку», «погулять там». Скромная попытка пояснить, что для такой профессии мне пришлось получить два высших и одно специальное образование разбилось о гранитный аргумент: «Так вам, значит, это было интересно и приносило удовольствие!».
Как я уразумел, по его понятиям, получать удовольствие от работы по своей профессии было тоже эквивалентно сакраментальной «халяве».
Выйти и пересесть в другое такси было нереально. И мне оставалось только слабо отбиваться фразами типа «Ну, вот о вас тоже можно сказать, что вы бесплатно ездите из Суздаля во Владимир… Вы же не платите за проезд…».
Но Шариков был непробиваем. И не увядаем.
Но, конечно, это гарнир. Главное «блюдо» – погружение в мир русской истории, благо Суздаль позволял зримо листать её страницы.
Чего только не пережил, не повидал город за время своего существования… И пусть события нередко окутывает исторический туман, одни не стыкуются с другими, но и достоверно подтверждённых хватает, чтобы Суздаль красной строкой был обозначен в отечественной летописи.
Уже само основание города вызывает разнотолки у специалистов. Согласно русским хроникам, он был заложен киевским князем Владимиром в конце X века. А вот в Венгрии найден старинный рукописный документ, в котором Суздаль упоминается в связи с событиями 884 года…
В любом случае, поселение в начале XI века уже существовало, когда его потрясло так называемое «восстание волхвов». Возглавленное волхвами – языческими жрецами, вооружённое выступление хлебопашцев-смердов, по сути, стало одним из первых антифеодальных восстаний в Древнерусском государстве.
Лишь появление князя Ярослава Владимировича с дружиной положило конец поджогам и убийствам.
Князь Ярослав Владимирович памятен и как строитель храмов
Перенестись умозрительно в те былинные времена помогают поросшие травой холмы.
Это остатки земляных укреплений, которые соорудили после того, как Ярослав повелел срыть изначальные, не слишком убедительные, чтобы новые, более высокие, с рублеными деревянными стенами и башнями поверх них, могли защищать центр поселения, городище, – и от народных выступлений, и, главное, от набегов многочисленных врагов.
Это помогало, но не всегда. Суздаль вскоре был захвачен и разграблен воинством волжских булгар. Потом было и немало других сражений, в том числе и между отечественными князьями. Но всякий раз городок восстанавливался и пополнялся новыми строениями и сооружениями.
Самым древним каменным строением мог бы считаться воздвигнутый в начале XII века Владимиром Мономахом Рождественский собор – если бы его пощадило время, и он бы сохранился въявь, а не только в летописях.
Плинфа – тонкий обожжённый кирпич, из которого он был сложен, оказался не слишком долговечным, и ветшающий храм было решено разобрать.
Прямым его наследником и фактическим тёзкой стал возведенный в 1222-1225 годах на месте разрушившегося, но уже не из плинфы, а из белого камня, Собор Рождества богородицы.
Собор Рождества богородицы
Изначальный стройматериал вы можете видеть, рассматривая стены нижнего яруса храма, украшенного каменной резьбой – странноватыми львами, женскими лицами, прихотливым орнаментом.
А вот то, что выше – «новодел»: три столетия спустя белый камень сменила кирпичная кладка. И не без причины. Кратковременный захват Суздаля воинством казанских татар повлёк в городе разор и пожары, серьёзно пострадал и собор.
Потом его будут ещё достраивать и совершенствовать. И вот теперь, памятуя о его нелёгкой судьбе, вы особенно пристально вглядываетесь в эти снежно-белые стены, арочные входы, в это пятиглавие лазоревых куполов, тут и там покрытых золотыми звёздами и увенчанных золотыми же ажурными крестами.
И нежданно перед глазами проносится на своих низкорослых, но неутомимых гнедых и рыжих лошадях лавина восточных кочевников, колющая и жгущая всё окрест. Загорается внутреннее убранство собора, рушится одна из стен…
А вслед за этим – хотя в реальности прошло почти столетие – подле храма появляется одетый в церковные одежды местный епископ Геннадии с грамотой от великого князя Василия III (к слову, отца Ивана Грозного), предписывающей восстановить собор. Он даёт указание зодчим и строителям сделать храм ещё величественнее, вместо прежних трёх куполов украсить его пятью.
Позднее внутренние стены будут покрыты росписями, частью поверх более древних, сделанных при изначальном строительстве. Их расчистят уже относительно недавно – в конце 30-х годов завершившегося века, откроются лики аскетичных, погружённых в раздумья старцев, украшенных нимбами.
Собор Рождества богородицы – главная и самая древняя составляющая здешнего кремля – исторического ядра Суздаля. На его просторах ещё немало интересного.
Две одноимённые церкви – Никольские – помимо названия имеют мало общего. Ещё, разве, они близки по возрасту: одна возведена в 1739 году, вторая – в 1766-м.
Но первая – основательная, белокаменная, приземистая, что отчасти компенсирует стройный столп, поддерживающий голубую луковицу купола. Ансамбль с ней составляет высокая колокольня.
Никольская, белокаменная
У колокольни своеобразный шатёр – верхняя конусообразная часть: мысль зодчих сделала его вогнутым.
Другая Никольская церковь, деревянная, хотя и построена века назад, появилась в здешнем кремле относительно недавно – в 1960-м, когда была перевезена из села Глотово.
Она и так радует своими гармоничными пропорциями, стройностью, ломкими очертаниями, миниатюрной главой. Однако попросту восхищает, когда узнаёшь, что сработана она сельскими мастерами без единого гвоздя – топорами да пилами. Очевидно, что отталкивались строители от традиционных изб и срубов, но пошли дальше, намного дальше.
Никольская, деревянная
Привезённый из сельской глубинки небольшой храм положил начало здешнему Музею деревянного зодчества.
Вскоре появилась Преображенская церковь, с середины XVIII века украшавшая село Козлятьево.
Своими тремя стремительно уходящими вверх ярусами, покровительственно нависающими краями скошенных крыш, тремя аккуратными главами-луковицами, всем своим пирамидальным абрисом Преображенская церковь живо свидетельствует о высочайшем мастерстве и отменном вкусе сельских строителей ушедших времён.
Преображенская церковь
Из песни слова не выкинешь… Основную часть пространства, на котором разместился Музей деревянного зодчества (ещё одна изящная церковь, привезённые часовня, старинные дома, ветряки, амбары, лабаз и даже баня) вплоть до 30-х годов минувшего века занимал возведённый в XI веке Дмитриевский Печерский монастырь. Антирелигиозная борьба грубо положила конец его существованию в 30-е годы минувшего века.
Вообще, отметим, что с утратой статуса столицы княжества – переноса её во Владимир в 1157 году, Суздаль стал заметным религиозным центром. Стремительно стали появляться всё новые храмы, и в XVI веке их число достигло полусотни – это всего лишь на четыре с небольшим сотни дворов! Невероятная пропорция.
Не всё, конечно, дошло до наших дней. Но зато за минувшие века возникло много нового, и Суздаль щедро делится с вами своими историческими богатствами…
Каждый храм вносит важный штрих в портрет Суздаля, каждый имеет свою сложную историю…
Колокольня Успенской церкви
Ярким колером выделяется колокольня Успенской церкви. Строительство храма началось в самом конце XVII века, а завершилось в начале следующего.
Не однажды церковь оказывалась на грани исчезновения. В 1719 году она сильно пострадала от пожара. Её перестроили в непривычном для здешних мест стиле так называемого «нарышкинского барокко» – некоем симбиозе традиционно русского и элементов западноевропейского барокко. Для таких строений характерна двуцветность – сочетание белого камня и красного кирпича.
В другой раз дамоклов меч навис над ней, когда в 1926 году администрация изолятора для политических, занявшего монастырь по соседству, фактически поставила руководителя суздальского музея перед выбором: разобрать на кирпичи одну из двух церквей – Афанасьевскую или Успенскую: узилищу требовался стройматериал для новых помещений.
Уцелела Успенская – как раз благодаря более необычной архитектуре.
Лазаревская и Антипиевская церкви
Лазаревская церковь стала первой каменной, возведённой (в 1667 году) вне пределов кремля, в районе, где обитал посадский люд – ремесленники и торговцы. В середине следующего века почти вплотную к ней поставили вот эту, Антипиевскую, церковь.
Когда, спустя столетия революционный ветер захлопнул в обеих двери для верующих, вторая – после стандартного разграбления – вместила в себя реквизированные авто: стала гаражом.
На рубеже 60-70х годов уже нашего времени церкви отреставрировали и впоследствии передали в распоряжение священнослужителей и верующих.
И, конечно, гостей Суздаля.
Многочисленные храмы, своими индивидуальными контурами определяют неповторимый городской ландшафт – но не одни, а вкупе с несколькими крупными древними монастырями.
Вскоре после своего образования ядро Суздаля – кремль стал по периметру обрастать могучими монастырскими комплексами, со своими слободами и земельными угодьями. После всех нашествий, пожаров и политических пертурбаций из двенадцати существовавших пять всё же сохранилось до наших дней.
В самом начале XIII века был основан вот этот, девичий Ризоположенский монастырь.
Ранние страницы его истории связаны с именем княжеской дочери Феодулии.
Святые ворота Ризоположенского монастыря
Она прибыла в Суздаль, где её ожидал суженый, местный боярин. Но таинству брака не суждено было свершиться: жених скоропостижно скончался.
Горе Феодулии привело её к решению принять монашеский постриг. При этом в молитвах она проявляла особое рвение и усердие. И, по преданию, «ей открылось» грядущее нашествие на Русь Батыя. Летописи утверждают, что именно благодаря её истовым молитвам обитель была пощажена во время разорения Суздаля.
Дальнейшая история монастыря чередует периоды взлёта и упадка. Он расширялся и горел, процветал и бедствовал. К моменту Октябрьской революции выглядел солидным комплексом, с каменными и кирпичными церквями, корпусами для церковно-приходской школы, с двором, аккуратно вымощенным булыжником, обрамлённый крепкой кирпичной стеной.
Но какие стены могли устоять против борцов с «опиумом для народа»?..
В 1923 году монастырь был закрыт, и в монашеских кельях разместился дивизион войск ОГПУ.
Другие монастырские сооружения тоже не простаивали: в Сретенской церкви был устроен кинозал, Трапезная палата превратилась в городской клуб, а Ризоположенская церковь удостоилась чести вместись в себя электростанцию.
Купола Ризоположенского собора
Лишь в конце 90-х древняя многострадальная обитель вновь обрела изначальную функцию – стала женским монастырём.
Дальнейший наш путь – к другому, ещё более важному для истории города монастырю…
Владимир Житомирский