Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Женева – пятый континент (Часть 3)

Вчера «леманские барки», сегодня – тримараны и катамараны

Читать Часть 1: Отчего чиновники затягивают международные конференции

Читать Часть 2: Последний променад императрицы

 

Мы продолжаем променад вдоль берега Женевского озера. И отчего бы не рассказать о само́м этом прославленном хранилище пресной воды?

 

Вы, наверное, заметили, что озеро я называю по-разному: то «Леманом», то «Женевским»?

У него действительно два имени – одно для внутреннего пользования, другое для внешнего. Первое, по мнению ученых-лимнологов, то есть «озероведов», родилось еще в докельтский период: lem означала «большая», an – «вода». Соответственно: «Большая вода», «Большое озеро». (Вполне справедливо: длина – 72, ширина до 13 километров, глубина достигает 310 метров, почти 90 миллиардов кубометров пресной воды, которая по нынешним временам обретает все большую ценность.)

Одно из первых письменных упоминаний водоёма содержится в записках древнегреческого географа Страбона. Он придал греческое звучание уже существующему наименованию – Lemanne limne. Последнее слово по-гречески означает «озеро». Уже то наименование, впоследствии офранцуженное и ставшее lac Leman – «озеро Леман», было тавтологично и могло быть переведено как «озеро “Озеро”».

Разумеется, самое изящное объяснение содержится в легенде. Согласно ей, сын царя Трои Парис не только устроил первый в истории конкурс красоты, не только похитил прекрасную Елену, но и фактически основал Гельвецию – Швейцарию.


Отец Лемануса Парис похищает Елену

Именно там, у подножия Альп, на берегу большого озера и пришлось искать прибежище его сыну, когда вследствие папашиных эскапад разразилась война, превратившая Трою в руины. Наверняка на слуху строчки Владимира Семеновича:

 
 
 

Долго Троя в положении осадном
Оставалась неприступною твердыней,
Но троянцы не поверили Кассандре, –
Троя, может быть, стояла б и поныне.

Без умолку безумная девица
Кричала: "Ясно вижу Трою, павшей в прах!"
Но ясновидцев – впрочем, как и очевидцев –
Во все века сжигали люди на кострах.

 
 
 

Итак, отпрыска Париса звали Леманус. В его-то честь – несмотря на дурную репутацию его родителя – и огромный водоём окрестили так же: мол, сын за отца не ответчик.

В разные исторические периоды, в зависимости от экономических и иных обстоятельств, озеро именовали также Лозаннским и Женевским.

Так, древнеримские картографы во II веке упоминали lacus Lausonius. Их коллеги из Константинополя два века спустя помечали на своих картах Lacus Losanete. В средние века озеро, вообще, как бы закреплялось за Лозанной, игравшей тогда заметную экономическую и политическую роль – как место пребывания епископа. Именно на берегу lac de Losane король Артур, ведя войска на Рим, выдержал тяжелый бой.

В связи с захватом Берном кантона, где размещалась Лозанна, утратой ее статуса и параллельным выдвижением на первые роли Женевы, начиная с XVI века водоём все чаще ассоциируется именно с последней. Тогда, во избежание путаницы, начинают иногда употреблять все три его имени («озеро Леман, также именуемое Лозаннским и Женевским»).

К концу XVIII века соперничают уже только два имени – «Леман» и «Женевское озеро». Первое предпочитают поэты, обращающиеся в своих творениях к античным временам.

К ним примкнул и видный авторитет – лимнолог Ф. Фогель. Он считал, что, хотя, будучи связанным с местами обитания людей, неотъемлемое от их жизнедеятельности и истории, озеро может, конечно, носить имя города на его берегах, все же предпочтительнее, чтобы оно имело собственное название, поскольку являет собой географическую единицу и обладает своей неповторимой биографией.

Итак, на протяжении тысячелетий – «Леман», название и сегодня по большей части предпочитаемое французами и жителями франкофонной части Швейцарии. В течение 15 веков это было «Лозаннское озеро», что находит подтверждение лишь в книгах и на картах тех времен. Четыре столетия назад появилось «Женевское озеро», название, привычное уху россиянина.

Как и любой крупный водоём, озеро издревле влекло к себе людей: неисчерпаемые запасы питьевой воды и пищи – рыба и водоплавающая птица, дичь и звери в окружающих лесах. Пять с половиной тысяч лет назад тут появились первые поселенцы.


Озеро издревле влекло людей

Стараясь обмануть своенравие озера, периодически вследствие тектонических процессов наступавшего на сушу, люди сооружали жилища на трехметровых сваях, макеты которых вы видите в лимнологическом музее соседствующего с Женевой приозерного города Ньона.

Вскоре здешние обитатели ощутили возможность устанавливать торговые связи с другими поселениями, до которых можно было добраться на лодках. Уцелевшие части древних судов бережно хранятся в упомянутом выше музее озера Леман.


Суда служили и для перевозки грузов

В XVII веке здесь был создан настоящий флот для защиты Женевы от французов. Причем его постройка была связана с именем одного из тех, кому дала приют гостеприимная швейцарская земля, где издревле культивировалось уважение к чужому несчастью.

В то время во Франции развернулись жестокие гонения на протестантов, и на протяжении столетия оттуда в Швейцарию прибыли десятки тысяч беженцев. Среди них мореплаватель Анри Дюкен, которому и было поручено строительство порта и флота. Как бы отдавая долг приютившей его стране, он создал современный для той эпохи порт в городке Морж, где и базировались построенные под его руководством галеры.


Анри Дюкен не забыт

Это были 12-весельные суда длиной 21 метр, вооруженные тремя пушками и шестью двойными аркебузами. Помимо экипажа они могли брать на борт «морскую пехоту» – четыре сотни бойцов.

Появились и довольно быстроходные парусники особой конструкции, названные «леманскими барками».


О "леманских барках" рассказывает музейная экспозиция

Времена, когда озеро, скорее, разделяло, нежели объединяло французов и швейцарцев, когда за него велась бесконечная борьба, давно канули в Лету. Ныне на просторах Лемана иные суда, не столь грозные, зато весьма быстрые и элегантные.

Как-то мне с группой коллег довелось пройтись по глади озера на судне. Да не просто на судне, а на самом крупном корабле из тех, что бороздят просторы озера.

Белоснежный озерный лайнер носил имя «Лозанна» и был в тот момент превращен в плавучую трибуну для почетных гостей самой крупной в мире международной парусной регаты на закрытых водоемах. Она называется «Золотая чаша» – именно такой приз вручают победителю.

Многопалубная «Лозанна» смотрелась левиафаном, заплывшим в гущу стаи летающих рыб – колышущихся на воде пяти с половиной сотен яхт с разноцветными и разномастными парусами-плавниками.

На первой линии солидно выстроились двухкилевые катамараны и трехкилевые тримараны – ясно было, что они со старта уйдут в отрыв от небольших яхточек, теснящихся позади. Эти пестрели всеми цветами радуги, воскрешая в памяти праздничные полотна французского импрессиониста Альбера Марке.

Предстартовое напряжение подстегивало шныряние служебных глиссеров, пытавшихся навести запланированный порядок, шумное барражирование вертолетов и запуск гигантских монгольфьеров самых неожиданных форм и расцветок.


Старт регаты

Между тем пушечный выстрел, скорее возвестил о старте гонки, чем послужил ее началом: воцарился полный штиль. Подумалось, что так победителем может стать и наша «Лозанна», вполне механизированная и не зависимая от порывов воздуха.


«Младший брат» нашей «Лозанны»

Но вот откуда-то из-за спины красавца Монблана потянуло ветерком, а затем таким ветрищем, что позволило сразу рвануть вперед тримаранам с их огромными парусами. За ними устремились и все остальные в надежде успешно завершить путь по почти 150-километровой петле.

Тем временем ветер набрал неистовую силу, нагнав на небо мощные облака и породив на озере форменный шторм (как выяснилось, 5-балльный). Начался ливень. Один из катамаранов так накренился, что почти коснулся воды плоскостью парусов. Перевернулась яхта, и команда кое-как примостилась на ее бортике.


Дует свежий ветер

Мимо прополз буксир, волоча на тросе другую яхту, со сломанной мачтой и погрустневшими членами экипажа. (Помните? «Но парус, порррвали парус!..»).

Живописная и праздничная поначалу, Женевская регата отнюдь не безобидна: в ее истории были и человеческие жертвы. К счастью, не на сей раз. Обошлось крушениями – судов и надежд. И, конечно, был свой победитель, здесь же, подле старта, завершивший свой тяжкий круиз почти через семь часов.


Регата в разгаре

Небольшим яхтам предстояло бороться с волнами еще всю ночь…

Читать Часть 4

Владимир Житомирский

424


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95