Часть 1: Искупление вины: запрет на вино
Читать Часть 2: В поисках василиска
Читать Часть 3: Культурная столица страны
Базельцы горазды на всяческие забавы. А самое известное празднество – Fasnacht, карнавал в канун Великого поста.
Его происхождение теряется в глубокой истории. Некоторые считают, что корнями празднество уходит в языческие времена. Какую-то ясность могли бы внести древние манускрипты, но во время землетрясения 1356 года архивы были уничтожены.
Первое документальное свидетельство датировано 1376 годом. Тогда, в так называемую Пепельную среду (день покаяния) на площади Münsterplatz состоялся рыцарский турнир. Как-то незаметно он перешёл в столкновение между рыцарями и собравшимися вокруг горожанами.
Столкновение, ставшее предтечей карнавала
Итог: четверо закованных в латы участников турнира убиты, остальные изгнаны из Базеля. Возмездие Карла IV, главы Священной Римской империи, было сколь незамедлительным, столь и суровым: дюжина базельцев обезглавлены, а сам город лишен покровительства и защиты империи.
Тот мрачный день и вошел в летописи как «Böse Fasnacht» – «дурной карнавал».
Потребовалось несколько веков, чтобы карнавал обрёл характер бесшабашного веселья, которым он отличается в наши дни.
Так, в 1529 году было решено проводить его в течение трех дней, начиная с первого понедельника после Пепельной среды, и одновременно издан рескрипт, регламентирующий продажу масок и карнавальных нарядов.
В 1529 году была регламентирована продажа масок
В 1712 году на площади Petersplatz впервые состоялось выступление барабанщиков, в котором участвовало 70 человек.
В 1798 году, когда город был присоединён Наполеоном к его империи, на весёлые шествия и выступления барабанщиков вообще был наложен запрет. По улицам под французские марши могли лишь дефилировать оккупанты-гренадеры. Базельцы с невинным видом стали пристраиваться к этим колоннам, издевательски копируя их шаг и дуя в визгливые флейты-пикколо.
Это дало новые силы карнавалу, когда с изгнанием оккупантов он был возрождён. В 1835 году было утверждено сохранившееся до наших дней время начала шествия: четыре утра.
Шествие стартует ранним утром
Спустя десять лет вместо факелов стали использовать изготовленные мастерами специально к этому празднику огромные фонари на высоких шестах.
С 1911 года действует официальный комитет по проведению карнавала, который и сегодня заботится, чтобы празднество несло радость и веселье горожанам и гостям Базеля.
По сути дела, Fasnacht сделался чем-то вроде семейной вечеринки для всех базельцев, с удовольствием приглашающих на неё в качестве зрителей многочисленных гостей.
Приезжим, возможно, не всегда будет понятен местный юмор, как и сам здешний диалект немецкого языка, может ошарашивать их поведение, маски и одеяния. Но не заразиться атмосферой бурного веселья тут невозможно.
И не обязательно вникать во все тонкости карнавального действа. Надо лишь постараться принять эту игру и, не пугаясь колонн этих поющих, порой задевающих вас, пританцовывающих, жалобно пищащих на флейтах-пикколо людей в немыслимых нарядах, впитывать жизнеутверждающую энергетику этого праздника.
Кого-то такое может и ошарашить
Он начинается в понедельник, затемно, при погашенных уличных фонарях, красочной процессией из двух сотен участников. Словно штандарты, они несут обтянутые ярко разрисованной материей крупные фонари самых замысловатых форм.
Начинают «фонарщики»
Одна за другой в хоровом исполнении следуют рифмованные «частушки», высмеивающие какое-то событие, произошедшее в городе со времени прошлого карнавала.
«Фонарщиков» сопровождают члены так называемых «клик» – соперничающих друг с другом в изобретательности объединений. В некоторые входят более сотни членов.
Рассказали мне и об одном цюрихце, который (вот предатель!) так полюбил карнавал в городе-сопернике, что ежегодно сооружает себе новый маскарадный костюм, берёт свою флейту и приезжает сюда, чтобы выступить в качестве самостоятельной, хотя и малочисленной клики.
При этом утверждают, что когда этот отступник возвращается в родной Цюрих, его восторженные впечатления выслушивают с деланным равнодушием или даже осуждением, что в обоих случаях скрывает тайную зависть к поступку смельчака.
Но сей «отщепенец» – исключение. Членами клик могут быть лишь коренные базельцы, умеющие играть на флейте или барабане, освоившие мелодии старинных маршей и готовые трудиться над созданием собственного карнавального костюма и маски.
Под барабанную дробь
Во время утреннего марша члены клик состязаются в громкости барабанной дроби и пронзительности звуков, извлекаемых из крохотных флейт.
Притомившиеся участники и гости могут зайти в уже открытые рестораны, чтобы подкрепиться традиционными в эти дни блюдами – заправленным мукой бульоном с луком и пирогами с сыром и тем же луком.
Кто более пронзительно сможет дудеть на флейте?
Устоявшимся распорядком предусмотрены два массовых шествия – в понедельник и среду, оба начинаются ровно в 13.30. В каждом из них участвуют свыше 10 тысяч членов клик в карнавальных костюмах.
Одни чинно вышагивают, другие едут в старинных конных экипажах, часть проплывает на пестро расцвеченных платформах. Над головами – фонари, гирлянды на шестах, юмористические плакаты, воздушные шары. На головах – смахивающие на клумбы шляпы.
Страшно?!
Лица укрыты масками, отражающими безбрежную фантазию их создателей. От барабанной дроби, громогласно распеваемых сатирических песенок, раскатов хохота и смеси мелодий, исполняемых духовыми оркестрами, дрожат стекла в домах по всему центру Базеля, где разворачивается действо.
Явление конницы
Его главные участники стремятся вовлечь в него и зрителей. С шутками и прибаутками их забрасывают апельсинами, дам одаривают веточками мимозы, а заодно всем вручают самодельные ехидные плакатики, высмеивающие местных деятелей разного ранга. Тем достается и вечером, когда более сотни групп костюмированных участников карнавала рассыпаются по ресторанам и питейным заведениям.
Под разнообразное, но непременно громкое, музыкальное сопровождение перед посетителями вновь исполняются созданные местными стихоплетами язвительные куплеты, где упоминаются и известные в городе люди, и какие-то события минувшего года.
А вот вторник – день более спокойный. Обряженные в те же маскарадные одежды, подыгрывая себе на каком-нибудь музыкальном инструменте, мамы и папы гуляют по улицам с детьми, затем непременно приходят на Münsterplatz, где подле знаменитого кафедрального собора устраивается красочная экспозиция зажженных фонарей.
Многие отправляются на другую сторону Рейна, где в районе Малый Базель в перерывах между двумя основными шествиями выставлены карнавальные платформы, нередко «запряженные» задрапированными тракторами.
Моторизованная колонна
К восьми вечера во вторник толпы народа стекаются к площадям Marktplatz, Barfüsserplatz и Claraplatz, где, пытаясь заглушить друг друга, начинают греметь духовые оркестры.
В одиннадцать вечера оркестранты, не переставая дуть в трубы и бухать в литавры, отправляются в сопровождении толп людей по улицам города. Стоит музыкантам ненадолго остановиться, как начинаются развесёлые пляски. Так продолжается до самого утра.
А на следующий день, в среду, вновь шумное и красочное шествие…
Важнейшим действующим лицом, точнее лицами, в трёхдневном празднестве, являются так называемые ваггисы. Это некие бузотёры-алкоголики, которые вносят в весёлое действо бесшабашность, граничащую с заурядным хулиганством.
Ваггис-одиночка
Торчащие во все стороны соломенные волосы, огромная маска с насмешливой улыбкой, обнажающей здоровенные зубы, устрашающих размеров красный или зеленый нос, ноздри которого служат прорезями для глаз, короткие штаны, полосатые или рыжие чулки, тяжёлые деревянные башмаки – так выглядят эти баламуты, только и ждущие, чтобы учинить очередную каверзу. То пакет конфетти на голову высыпят, то в ухо заорут, а то и толкнут ненароком.
Все тут знают, что базельцы ничего подобного себе бы не позволили, так могут вести себя только их неотёсанные соседи из французского Эльзаса, кои и предстают в образе ваггисов.
Ваггисы горазды на каверзы
В давние времена, приезжавшие на здешние рынки эльзасские крестьяне, по мнению базельцев, вели себя излишне надменно и вызывающе. А может, просто заламывали цены – кто теперь упомнит.
С присущей им язвительностью горожане стали окарикатуривать их, изображая хамоватыми простолюдинами. Как не вспомнить анекдоты армян про азербайджанцев (и наоборот), русских про чукчей…
Между тем проказы ваггисов не всегда бессмысленное гаерство на грани хулиганства. В первую очередь от «эльзасцев» достается тем, у кого на костюме не приколот специальный значок.
Веселье по всему городу
Эти значки стоимостью от пяти до тридцати франков начинают продавать на улицах сразу после Рождества. Доходы от их продажи идут на финансирование уборщиков и прочие расходы по организации карнавала. Заприметив «зайца», носатые проказники набрасываются на него и заталкивают за шиворот огромное количество конфетти…
Устраивают в городе и более серьезные, но тоже очень симпатичные праздники. Раз в два года происходит фестиваль детских хоров, которые выступают в филармонии, в церквях. Но один день, суббота, отведена их выступлениям на улицах. Весь город приходит слушать ангельское пение детишек…
Другая традиция – праздник детских музыкальных школ, когда Базель превращается в одну концертную площадку…
Всё это убедительно показывает: базельцы одинаково любят две вещи: работать и отдыхать. Первое делают серьёзно, как и все швейцарцы. Второе – весело и с выдумкой.
Кстати, именно в Базеле довелось услышать анекдот, говорящий о Швейцарии не меньше, чем иной путеводитель.
Юные базельцы
Итак, встречаются трое пятилетних мальчишек, решивших выяснить: как появляются на свет дети. Английский мальчик говорит: «Я точно не знаю, но слышал, что детей приносит аист». Его французский сверстник развивает тему: «Я тоже точно не знаю, но мне говорили, что их находят в капусте». Завершает обсуждение швейцарский отрок: «Мне тоже это точно не известно. Но можете не сомневаться, что у нас в каждом кантоне это происходит по-иному»...
Напомним: в стране 23 кантона и вдобавок еще три полукантона. Видимо, в последних это происходит наполовину по-иному.
Владимир Житомирский