Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Их в дверь, они в окно – фейки атакуют

Я вру, вы врёте, все врут. Так было всегда и последствия этих действий бывают всегда. Отличается лишь масштаб. Но то, с какой скоростью недостоверные сведения распространяются при возможностях интернета и какие из-за этого возникают последствия – это отдельная тема для серьезного разговора, точка в котором поставлена будет ещё очень нескоро. Известно, что ложные онлайн-новости обходятся мировой экономике почти в 80 миллиардов долларов в год. 


Кадр из фильма «Отель "У погибшего альпиниста"»

Из истории вопроса

Лживая информация или фейки распространяется на 70% быстрее правдивой, что имеет негативные политические, экономические и правовые последствия. Заведомо ложные заявления о фактах само по себе понятие не новое – слухи выделились в самостоятельную категорию информационных сообщений в эпоху возникновения первых городов-государств, письменности и официальных документов. 

Например, в XIII веке до н.э. фараон Древнего Египта Рамзес II Великий распространял слухи о том, что он выиграл битву при Кадеше, хотя она была проиграна. В Англии XVII веке действовал Закон против клеветников на Карла II, накладывающий строгие ограничения на производство печатной продукции. 

С появлением печатной прессы фейки стало проще распространять, а подача информации была справедлива приравнена к серьезному виду оружия. Известны случаи, когда газеты, которые выходили в колониях Нового света во время войны с Англией за независимость, писали, что британские солдаты повсеместно насилуют свободолюбивых патриотических женщин. В 1917 году в разгар Первой мировой войны в США был опубликован ныне утерянный фильм «Дух 76», в нем рассказывалось о невероятной жестокости английских военных. Самым ужасающим классическим примером распространения массовой информации в манипулятивных целях следует назвать работу «Радио тысячи холмов» в Руанде, когда журналисты открыто призывали хуту истреблять тутси. 

Во все времена эффект, произведенный такими манипуляциями на сознание публики, был весьма внушительным, а цели распространителей достигнуты. Ну а интернет, скорость передачи информации через который за последние десятилетия возросла кратно, вообще позволил распылять фейки как из рога из рога изобилия: быстро, много, эффектно, а главное эффективно. 

Наивные и внушаемые

С мощным информационным потоком фейков общество столкнулось с появлением в новостной повестке информации о распространении коронавирусной инфекции. Первые месяцы пандемии оказались самыми непростыми. Пока медики пытались понять, как это лечить, СМИ старались объяснить, что с этим делать. На редакции и лично на журналистов обрушились тысячи сообщений с вопросами, видео, фото, аудио и текстами, которые нужно было осмыслить, проверить, а уж после отделить правду от лжи. 

И, надо признаться, что из всего потока процентов 90 было ложью и манипуляциями, но из-за паники, высокой степени внушаемости и, как оказалось, неумения людей мыслить критически, в большинстве случаев даже самые топорные фейки были восприняты как правда. А это значит, что манипуляторы достигли целей – смута была посеяна и ситуация принимала устрашающие обороты. В 2020 году появилось сообщение о возбуждении уголовного дела за распространение фейков о коронавирусе в отношении гражданина Латвии. В целом массив недостоверной информации о Covid-19 стал настолько угрожающим, что компания Google на борьбу с ней выделила 6,5 миллиона долларов. 

Доверять или проверять?

Люди верят фейкам, потому что им не хочется перепроверять информацию. С другой стороны, фейковые новости звучат впечатляюще, а люди хотят быть причастны к чему-то важному и интересному. Тиражируя информацию, человек не задумывается о ее правдивости, а просто чувствует себя значимым, но эмоции – это очень опасный враг. Они и заставляют выдавать желаемое за действительное. Вместо этого распространителю следовало бы прибегнуть к главному оружию борца с недостоверной информацией – к сомнению. 

Международное медиасообщество сформулировало ряд рекомендаций по проверке недостоверной информации. Прежде всего специалисты советуют добраться до первоисточника – человека или организации, от которых исходит первоначальное высказывание или действие. Не будет лишним проверить информацию из разных источников. Необходимо определить, является ли сайт, откуда разлетается сенсация или заявление официальным ресурсом госоргана, уважаемого СМИ или информационного агентства. Случается, что в адресе фейкового сайта одна или несколько букв отличаются от адреса известного сайта. 

Автора сообщения следует проверять поиском по имени в интернете, как и текст самого сообщения — его можно копировать и уточнять с помощью поиска по новостям. Обращать внимание нужно на суть и смысл материала, а не на мелкие детали, которых очень много в фейках. Они намеренно созданы, чтобы отвлекать внимание и придавать некую достоверность информации. Сфальсифицированы могут быть цифры, имена, поэтому доверять им нельзя. Нередки случаи, когда авторы фейка умело вплетают цитату эксперта в эмоциональный посыл сообщения. 

Не менее важно научиться распознавать ложь в социальных сетях. Для этого нужно выяснить, когда была создана пользовательская страничка. Новые аккаунты иногда создаются аккурат перед распространением дезинформации. Не будет лишним сверить данные о местоположении. Платформы позволяют пользователям связывать посты с местом их географического пребывания, и, сверив местоположение можно определить, действительно ли находился человек там, где он говорит. 

Фото или видео, которые, как утверждается, были сделаны совсем недавно, часто оказываются старыми. Каждое цифровое изображение содержит метаданные, которые, например, могут помочь определить тип камеры, сделавший снимок или запись. Иногда в них даже прописаны географические данные.

В распознании фейков помогут интернет-сервисы. Существует проверка заголовка и части текста или цитат через поисковики Google и Яндекс, а также службы агрегации новостей такие как Яндекс.Новости. Картинки проверяются сервисами Google images или TinEye. Кроме этого, для проверки фактов работают специализированные проекты и сервисы. 

Технологии подлогов 

Самое большое противостояние ни ниве борьбы с недостоверной информацией ещё впереди, поскольку в условиях широкого применения цифровых технологий большое значение приобретают вопросы противодействия фейкам, которые создаёт искусственный интеллект (ИИ). Уже не первый год машинный разум в состоянии написать статью с ложными данными, используя для этого правдивую информацию из всемирной паутины. Тексты, в особенности на научную тематику, получаются вполне правдоподобными. И если простой обыватель не всегда в состоянии отличить бытовую бредятину от правды, то что готовить о вещах посерьезнее. Картинки и речь ИИ тоже создаёт мастерски. К примеру, в речи Барака Обамы, сгенерированной нейросетью и представленной на конференции SIGGRAPH 2017 года, распознать подделку практически невозможно. Очень правдоподобными оказались поддельные фото Папы Римского Франциска пуховике известного бренда. В апреле 2023 года немецкий фотограф Борис Эльдагсен отказался от престижной премии Sony World Photography Awards, потому что снимок, за который её вручили, был создан искусственным интеллектом, но в жюри подлог не заметили. Разумеется, все эти достижения легко и свободно используются для влияния на сознание людей в мошеннических целях. А вот технологии по противостоянию ложной информации, созданной искусственным интеллектом, в полной мере за ним пока не успевают. 

Елена Ноябрьская

 


 

Другие тексты наших авторов:

115


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95