Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Электричкой на «Крышу Европы»

Поезд в роли горовосходителя

Название этой страны у каждого, даже никогда в ней не бывавшего, непременно вызовет какие-то ассоциации.

 

Для одного Швейцария – мощный финансовый центр, обитель «цюрихских гномов».

Для другого – главный мировой производитель часов («Покамест в утреннем уборе,/ Надев широкий боливар,/ Онегин едет на бульвар/ И там гуляет на просторе,/ Пока недремлющий брегет/ Не прозвонит ему обед». Вы и сегодня можете уподобиться пушкинскому герою и приобрести здесь Breguet с четырьмя стрелками на циферблате и индивидуальным номером). 

Третий вспомнит о знаменитых сырах, источающих специфические ароматы, но оттого особенно аппетитных. Четвертый заговорит  об Альпах, зеленых долинах, чистейшем воздухе и неповторимых горнолыжных трассах.

У политолога первой ассоциацией, наверное, будет традиционный нейтралитет.

Для меня символом этой страны стала самая высокогорная в Европе железная дорога.

На первый взгляд, в таком сооружении логики особой нет. Это если не помнить, что три пятых территории Швейцарии – нагромождение гор, скал, круч, отрогов, короче – места по определению малопригодные для проживания.


Край горных круч

Но это дом, и его надо благоустраивать. И швейцарцы из века в век долбили каменные громады, строя на кручах дороги, делая проходы сквозь неприступные природные преграды.

В итоге они соорудили, возможно, наиболее совершенную в условиях гор дорожно-транспортную систему, параллельно выковав немаловажные черты национального характера – упорство, твердость, надежность, неизменную взаимовыручку, деловую хватку.

Читавшие очерк о Люцерне уже знают об одной горной железной дороге, которая доставляет пассажиров на гору Риги. Она, справедливости ради отметим, построена была раньше той, о которой пойдёт речь. Но во всех остальных параметрах не идёт в сравнение с этой.

Во-первых, короче. Во-вторых – и это главное – проложена по такому склону, который позволяет подняться на гору даже не подготовленному человеку. И ни о каких многокилометровых туннелях говорить не приходится. Добавим, что в стране есть ещё несколько магистралей, карабкающихся по горным кручам. Но ни одна не выдерживает сопоставления с этой.

…Итак, за пару часов, что не слишком современный, но оттого особенно симпатичный и вполне комфортабельный двухвагонный электропоезд будет карабкаться  к вершинам Альп, вы успеете заняться массой вещей.


Поезд в роли альпиниста

Ещё раз насладитесь первозданной зеленью полей, обрамляющих уютный курортный городок Интерлакен. Сможете лицезреть, как лесистые кручи, постепенно обнажаясь, исторгают из себя мощные струи ледяных водопадов. Отметите, что всё чаще встречаются языки сверкающего на солнце фирна, и вот уже почти рядом сахарные головы альпийских пиков.

Впрочем, до них ещё не близкий путь, и вы задумываетесь: зачем всё же с помощью кирки и динамита, ценой немыслимых средств и даже человеческих жизней понадобилось сооружать это чудо инженерной мысли?

Как удалось автору проекта Адольфу Гуйер-Целлеру более века назад убедить власти и общественность дать согласие на начало строительства, длившегося 16 лет?  Забот что ли других не было, как ввязываться в сверхдорогую и как бы не слишком необходимую стройку? 

И здесь следует немного рассказать о человеке, имя которого навсегда будет ассоциироваться с этим гранд-проектом.

Родившись в 1839 году в предгорьях Альп в семье владельца текстильных предприятий, он получил хорошее коммерческое образование. Заметив в нём признаки предпринимательской хватки, отец отправил его «на загранработу» – вплотную знакомиться с передовыми технологиями ткачества и изготовлением различных видов материи во Франции, Англии, Америке.

Затянувшаяся на годы «командировка» не только наделила его профессиональными знаниями, но сделала состоятельным человеком. Точнее, он сам себя сделал таковым.

В свете грядущего обострения ситуации в центральной Европе он закупил огромную партию хлопка, которую и сбыл, когда на это сырьё резко возрос спрос. Напомним, хлопок является исходным продуктом и для производства взрывчатых веществ.

Между тем интересы молодого бизнесмена сместились из сферы текстильного производства в область железных дорог.


Адольф Гуйер-Целлер

В ходе его деловых странствий у него была масса возможностей сравнивать увиденное со своей родиной. И если в производственной плоскости можно было немалому научиться, была одна вещь, которая делала его Швейцарию не сравнимой ни с одной из виденных стран.

Природа. Невероятные по красоте горные пейзажи с заснеженными пиками. Долины, пронзительно зеленеющие летом и ослепляющие белоснежьем в зимнее время. Стремительные реки с прозрачной водой и водопады, разрывающие горные склоны.

А каково это смотрится с высоты, с птичьего полёта?!

Уже в молодые годы он избрал для себя девиз «volere è potere», «желание – это сила». И следовал ему всю жизнь

Вот и теперь, увлёкшись новой сферой, действовал расчётливо и методично. Для начала скупил акции фактически обанкротившейся железнодорожной компании (из её обесценившихся «ценных бумаг» детишки мастерили воздушных змеев). Вложил собственные средства и взяв займы, вдохнул новую жизнь в компанию. Теперь можно было с огромной выгодой продать солидный пакет подорожавших акций, что приближало перспективу реализации главного задуманного им проекта.

Ощущая дыхание конкурентов, Гуйер максимально упрочил свои стартовые позиции. Стал принимать участие в деятельности кантональных органов власти, стал вхож в федеральный парламент. Что, как он дальновидно рассчитал, должно было привести к финансовой поддержке задуманного им.

В плане подготовки проекта он заручился экспертной поддержкой топографа, аэронавта и руководства Альпийского клуба. Все они заключили, что краткое путешествие на гору Юнгфрау не может причинить здоровью вреда. Это же подтвердил известный врач, мнение которого затребовали федеральные власти. При этом было подчёркнуто, что и горные работы не будут сказываться на здоровье строителей.

В это время, похоже, «на счастье» Адольф Гуйер прикрепил к своей фамилии девичью своей жены, навсегда став Гуйер-Целлером.

Однако, не полагаясь, естественно, только на этот талисман, сделал важные практические шаги. В первую очередь, создал в Цюрихе собственный банк, через который и проводил все расчёты. Финансовые, разумеется. Поскольку для технических расчётов горно-железнодорожного проекта существовала отдельная толстая тетрадь.


Листок из заветной тетради

Историю появления этих заметок описывает дочь предпринимателя.

В тот день, 27 августа 1893 года они вместе совершили подъём на гору Шильтхорн, откуда открывается вид на Бернские Альпы. Дочь обратила внимание, что отец ни разу не взглянул на живописные долины, глаз не отрывая от трёх горных пиков – Юнгфрау, Мёнх и Айгер. При этом делал пометки и зарисовки в своей тетради.

Тогда-то, как оказалось, и сложилась схема прокладки железной дороги: от лежащей в долине станции Венгенальп до вершины Юнгфрау. С четырьмя станциями по наклонной трассе.

Не откладывая дела в долгий ящик, Гуйер-Целлер уже 20 декабря подаёт технически оформленную заявку на реализацию проекта.


Чертёж, приложенный к заявке

Идея Гюйера упала на подготовленную почву: уже был накоплен опыт возведения высокогорных, хотя и не столь масштабных, транспортных артерий.   В музеях можно видеть макеты средневековых дорог в Альпах. На изгибе, когда надо было «обтечь» отвесный склон горы, строители сооружали навесные платформы, которые поддерживались бревнами, наискосок упертыми в скалу. Как это делалось, сколько человек при этом погибало – остаётся только догадываться...

По преодолении всех формальностей и обеспечению финансирования строительство начали в 1896 году. Главной технической проблемой была прокладка туннеля в недрах гор Мёнх и Айгер.

Рабочие-горняки трудились в три смены. Не обошлось и без жертв: при взрывных работах зимой 1899 года погибло несколько человек.


Так прорубали знаменитый туннель

Это, однако, не затормозило проходку. А вот последовавшая спустя пять недель кончина главного протагониста проекта  стала ударом не только для его семьи, но и для всей стройки.

Он часто приезжал посмотреть за ходом работ, причём в любую непогоду. И, видимо, здесь и простудился: двустороннее воспаление лёгких, повлёкшее остановку сердца.


Гуйер-Целлер вместе с семьёй знакомится с ходом работ

Возникли затруднения с финансированием: проект оказался дороже, чем планировалось, а без Гуйер-Целлера решить эту проблему удалось лишь с помощью корректировки маршрута.

Магистраль с внутренним зубчатым рельсом протянули не к самой вершине Юнгфрау, а к перевалу – Юнгфрайох. Но тоже на рекордную высоту – 3454 метра.


Первый поезд

Строительство длилось гораздо дольше намеченного срока – целых 16 лет. Обошлось почти в 15 миллионов тогдашних франков.  

Но, как и планировалось, проект приносит немалую прибыль. На «Крыше Европы», как именуют самую высокогорную станцию, одномоментно собирается до четырех тысяч туристов.

Впрочем, мы с вами пока не добрались туда. Нам ещё предстоит долгий путь, в том числе почти семь с половиной километров сквозь мрачноватые туннели. Но мы не сомневаемся в надёжности колёсного трио.


Колёсное трио

Мы остановимся в подземном вокзале, чтобы, прильнув к огромным окнам, замереть перед панорамой величественных и гордых заснеженных пиков. Здесь хорошо думается о вечном. И ещё о том, как много можно сделать, если страна стремится не к бесконечному расширению своей территории, а к глубокому освоению той, что ей досталась исторически.

Хотя можно просто впитывать красоту простирающегося перед глазами...

И снова ввысь по крутизне – с каждым метром пути электричка-альпинист с помощью срединного зубчатого рельса карабкается вверх на 25 сантиметров.


Альпийская магистраль

«Крыша Европы» встретит вас вырубленным в глетчере ледовым дворцом со всеми онёрами: залами, галереями, скульптурными изображениями всевозможной живности. И даже  баром с ледяной же стойкой, за которой напоминающая Кармен барменша-португалка, отчего-то не мерзнущая в открытой пурпурного цвета блузке, предложит ледяное шампанское, хотя уместнее было бы что-то более горячительное.

Но и шампанское в условиях высокогорья оказывает неожиданное действие. И вы с удвоенной осторожностью движетесь по отполированному полу – катку, чтобы оказаться на открытой ультрафиолету и всем ветрам сетчатой металлической площадке, укрепленной на опорах над бездной.

Туристы проникаются тотальным весельем, подтрунивают друг над другом, фотографируясь, принимают комичные позы, кто-то уже лепит снежок, чтобы завязать знакомство в столь экзотическом месте.

Кто-то любуется прилепившейся к скале обсерваторией, сравнивая её с крымским «Ласточкиным гнездом»…


Вид с «Крыши Европы»

А затем – в тёплый зал расположенного тут же ресторана. Лучше сесть к столику у окна – тогда вы сможете лицезреть обрывистый склон, по которому когда-то кубарем скатывался непобедимый и любвеобильный супершпион Джеймс Бонд, очередной фильм о чьих подвигах снимался именно здесь.

И, конечно, вспомнить о человеке, жившим под девизом «volere è potere». Человеке, воплотившем свою довольно безумную мечту и позволившим вам теперь разделить эту его мечту.

Традиционно аппетитный швейцарский обед  и бокал отличного местного вина достойно завершат ваше пребывание на Юнгфрауйох...


Мой билет на горный поезд

Люди, задумавшие это чудо света, явно рассчитали правильно – платить за удивительное механизированное восхождение находится великое множество охотников, приезжающих сюда со всего света.

И уносящих в памяти не только ослепительные виды, но и уважение ко всем тем, кто дал вам возможность насладиться удивительными красотами.

Владимир Житомирский

619


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95