Читать Часть 1. Нечто «именное» – это пиар или дань памяти?
Читать Часть 2. Они имеют право оставить о себе память
Читать Часть 3. Преимущества суккота
Читать Часть 4. «Мы с тобою войдем в этот сад, наклоненный полого…»
Бросив последний взгляд на уходящую вверх панораму Бахайских садов (о них – в предыдущей главке), мы отправляемся по прозаическим делам, благо находимся как раз на той улице Бен-Гурион, где и нужное нам заведение – информационный туристический офис.
По пути к нему мы обнаруживаем справа и слева довольно похожие друг на друга, в большинстве своём крытые выцветшей красной черепицей двух- или трехэтажные дома. Они неспроста отличаются от зданий на других улицах.
Добротно сработанные из камня, с толстыми стенами, летом хранящими прохладу, а зимой тепло, снабжённые печным отоплением, свидетельством чему – кое-где сохранившиеся трубы, эти здания почти всегда несут над входом фразу из библии, выбранную хозяином дома.
Слова не случайно написаны по-немецки: это, как его тут называют, Немецкий квартал. Хотя имеется и официальное название Мошава Германит – «немецкая колония».
Мошава Германит
История её появления начинается с приезда сюда в конце 60-х годов позапрошлого века переселенцев из расположенного на юго-западе Германии королевства Вюртемберг нескольких членов секты темплеров.
Первым здесь построила дом чета Келлер. Причём Фридрих Келлер через некоторое время стал официально исполнять консульские обязанности.
Памятная табличка на доме Келлера
Эта религиозная христианская община полагала, что в самом непосредственном будущем грядёт пришествие мессии. Произойдёт это на Святой земле, и человечеству следует самым решительным образом готовиться к этому событию, стремясь заслужить спасение своим благочестием и трудолюбием.
Обитателям же святых мест следует облагородить этот довольно дикий край, подготовив для достойной встречи мессии.
И темплеры, число которых вскоре перевалило за две сотни, собственным образом жизни стремились подать пример этого.
Возведя целый район по-немецки основательных особняков, они занялись всем тем, что составляет основу экономики – промышленным производством, сельским хозяйством, торговыми операциями, организовали транспортные перевозки. В их домах работали хлебопекарни, аптеки, винокурни.
Первопоселенцы немецкой колонии
Один из старинных домов до сих пор выполняет функцию гостиницы, где вы можете окунуться в атмосферу ушедших времен. Чего стоят только защёлки на ставнях: с одной стороны на них изображен бюст женщины, а с другой – торс мужчины. Когда-то их якобы поворачивали в нужную сторону в зависимости от того, постоялец какого пола проживал в данной комнате.
Подчеркнём, что темплеры не имеют никакого отношения к средневековым рыцарям-тамплиерам.
Такими были рыцари-тамплиеры
«Божьи люди», как в обиходе называли темплеров, получили свое название от наименования их общины – «Темпельгезельшафт» («Храмовое общество»).
Из песни слова не выкинешь. Столь продуктивно начавшаяся и не одно десятилетие успешно продолжавшаяся история деятельности темплеров в Хайфе кончилась весьма бесславно.
Всё же «божьи люди» были немцами, и с приходом к власти в Германии нацистов многие из них стали последователями фашистских и юдофобских идей.
В 30-е годы треть темплеров вступили в НСДАП
Каждый третий вступил в нацистскую партию НСДАП. Молодые пошли на службу в вермахт, воевали в Европе и Африке. Часть представителей старшего поколения стала приветствовать друг друга вскидыванием вверх правой руки и возгласом «Хайль Гитлер!».
В итоге в начале Второй мировой войны темплеры-немцы решением британских властей были вначале интернированы, а в 1943 году высланы в Австралию либо обменены на узников нацистских концлагерей, имевших палестинские документы.
В память о давней странице остались крепкие, особенно после реставрации, дома темплеров, первые этажи которых отведены под рестораны, почту, различные культурные учреждения.
Типичный темплерский дом
В одно из них, информационный офис для туристов, мы и направлялись.
Такими офисами уже давно обзавелись не только крупные города мира, принимающие иностранных путешественников, но и небольшие курортные городки-посёлки. Обычно там не только дают массу нужных вам сведений, но и снабжают картами, буклетами, проспектами, а то и дисками или флешками.
Наверняка, то же ждет нас и в здешнем офисе…
Нам пришлось спуститься в полуподвальное помещение, в каких темплеры некогда хранили запасы воды и снеди, либо использовали под производственные нужды. И обнаружили очень тучную даму далеко запенсионного возраста, возлежащую позади конторки в кресле, наподобие зубоврачебного. То есть это было, видимо, обычное современное кресло, спинка которого просто откидывалась до почти горизонтального положения.
Сделав усилие и приподнявшись к нам навстречу, хранительница туристической информации попыталась изобразить внимание. Правда, у неё возникли проблемы с английским языком, а русский ей был вообще не ведом. Кроме неё, одним из этих языков в Хайфе, да и вообще в Израиле владеют все...
Видимо, услышав нашу так называемую беседу, из глубин информационного офиса появилась другая дама, уже знающая английский. Нашим главным вопросом было: как можно съездить на экскурсии в близлежащие исторические города с русскоязычным гидом? В прежние приезды в страну с этим не было никаких проблем...
Дама задумалась, дама стала листать справочники, дама написала нам адрес турфирмы, которая, возможно, устраивает такие экскурсии.
А нельзя ли узнать в этой фирме поточнее?
Да здесь недалеко автобус, который туда идёт, а потом пешочком недалеко, там всё вам и растолкуют. Проспекты и буклеты? Извините...
Потом, вероятно, поняв, что совсем без ничего выпроваживать нехорошо, предложила нам посмотреть короткий видеофильм о городе. Что ж, мы были признательны и за это.
Добравшись до русскоязычной турфирмы, мы узнали, что в расположенный примерно в получасе от Хайфы город-крепость Акко съездить с экскурсией очень просто.
Надо к пяти утра приехать на сборный пункт, сесть там на экскурсионный автобус и отправиться в Тель-Авив (это ровно в противоположную сторону), часа полтора туда, затем, собрав тамошних туристов, двинуться назад в Хайфу. А уже отсюда в Акко.
На ошеломленный вопрос, а нельзя ли присоединиться к экскурсантам, когда они часов в восемь утра будут проезжать Хайфу, последовало твердое: «Нельзя».
Но ведь придётся вставать в четыре утра, без всякого завтрака, на такси мчаться к месту сбора, а затем тратить часа три на ненужную поездку?.. Нет, возможна только такая экскурсия. И в другие исторические города, расположенные подле Хайфы, таким же макаром…
Утренняя Хайфа
Поблагодарив улыбчивую и симпатичную, но неуступчивую турорганизаторшу, мы нашли находящуюся по соседству другую русскоязычную турфирму.
Солидный дядя по имени Моисей слово в слово, но уже по-русски, повторил безумный, по нашим понятиям, но вполне нормальный для местных экскурсионщиков маршрут.
Замечу, что ещё раньше мы пытались выяснить на отельном ресепшене возможность экскурсионных поездок, где в ответ нам лишь вручили координаты информационного офиса для туристов – того самого, в темплерском районе.
О пешеходных экскурсиях по городу, которые устраивают муниципальные службы, напористо рекламируя это в интернете, ни в отеле, ни в информационном офисе понятия не имели.
Короче, чтобы перебраться от темплеров к тамплиерам – съездить из Хайфы в Акко, – оставалось следовать лозунгу китайцев времен «культурной революции»: «Опора на собственные силы!».
Комфортабельная электричка домчала нас до Акко менее чем за полчаса.
Материальное свидетельство достижения цели: сувенир из Акко
Об этом городе-крепости – в следующей главке.
Владимир Житомирский