Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Венгерская рапсодия

Часть 5. Вкусный парламент

Предыдущие части: 

Отчего наклонён крестик на короне

Застольные тосты решают проблемы кооператива 

Римские провидцы

Ключ к творчеству «королевы керамики»

 

Тому, кто не был в Историческом музее Будапешта, но хочет знать, как выглядели те, кто эту историю делал, прямая дорога сюда, в этот небольшой музей живописного городка Сентендре, что в 20 километрах от венгерской столицы.

           

Но вначале, предъявив на входе билет с «Шоколадницей» Ж.-Э. Лиотара, вы тут же обнаруживаете её – в полный рост – в первом зале.


«Шоколадница» на входном билете…


…и она же встречает вас в музее

А дальше – история.

…Многофигурное цветное панно посвящено тому, как первый венгерский князь Арпад одиннадцать веков назад привёл кочевников-мадьяр из приволжских степей к Дунаю, чтобы основать Венгрию.

Он восседает на белом коне в боевых доспехах и шлеме с перьями. Лук, колчан со стрелами и щит приторочены к седлу. Рядом – вожди других племен, во всеоружии и со стягами. К крутому берегу реки подъезжают всё новые конники…


Князь Арпад во главе кочевников

В роскошной золотой накидке, с молитвенно сложенными на рукояти меча руками предстает перед нами первый христианский король Венгрии – Иштван. Голову его увенчивает украшенная драгоценными камнями корона, водруженная самим папой римским. С тех пор эта корона переходила от короля к королю.

Вокруг чела – нимб: превративший страну в мощную христианскую державу, Иштван был после смерти причислен к лику святых и считается небесным покровителем Венгрии…


Король Иштван

В куда более скромном одеянии изображен  король Матьяш I, правивший в XV веке. На голове венок из дубовых листьев – словно символ его достижений в науке и культуре. Страна в годы его правления стала одним из главных европейских культурных центров.

Рядом с королём запечатлён горделивый профиль его знаменитой супруги Беатрис, в белом платочке и довольно простеньком голубом платье. Родом из Арагона, она привнесла в страну идеи Ренессанса, гуманизма, новое видение красоты.

Увлеченный не только красавицей-супругой, но и этими идеями, Матьяш создал огромную библиотеку, делал заказы у таких мастеров кисти, как итальянец Боттичелли, щедро поддерживал людей науки...

Среди более поздних правителей – пышнотелая Мария Терезия. Она была одновременно австрийской эрцгерцогиней (а фактически императрицей) и королевой Венгрии и Богемии. Она памятна не столько тем, что в счастливом браке произвела на свет 16 детей, сколько её важными государственными реформами. На портрете она предстает как гранд-дама, коей она и являлась, твердо проводя политику просвещенного абсолютизма…


Венценосное семейство в окружении портретов исторических персонажей

А вот и незабвенный Франц Иосиф, пошедший на создание двуединой Австро-Венгерской империи и правивший почти семь десятилетий. Он отличался известным демократизмом, отсутствием национальных предрассудков (что было исключительно важно для многонациональной Австро-Венгрии), немало сделал для превращения Будапешта  в один из самых прекрасных городов мира.

К сожалению, благодаря едкому чеху Гашеку в сознании многих наших соотечественников монарх ассоциируется лишь с собственным «засиженным мухами портретом» в пражской пивной. Но в экспозиции музея в Сентендре он предстает весьма импозантным мужчиной в военной форме и при орденах. И неподалёку от «императорской» кареты.


«Карета прошлого»

Хотя если бы в этом музее появились мухи, они слетелись бы на все эти портреты. Ведь дело в том, что картины, панно, барельефы и скульптуры изготовлены из марципана.

Напомним, что это – тестообразная масса из проваренной смеси тёртого миндаля и сахарного сиропа.

Надо сказать, что на приоритет изобретения марципана имеется множество претендентов. Да что там, на изобретение – на само название имеется, как минимум, два.

Особо не вызывает сомнений, что принятое сегодня наименование сладости происходит от латинского martius panis, мартовский, то-бишь пасхальный, хлебец. А вот дальше – разнотык. Немцы холодно заявляют, что marzipan – слово немецкое. А итальянцы со страстью утверждают, что ещё раньше появился итальянский термин – marzapane.

Подобно тому, как от криков «Халва! Халва!» во рту слаще не станет, так и здесь – во рту слаще не сделается, но по другой причине: поскольку слаще и быть не может…


Музей марципана

А вот с историей происхождения кондитерского продукта полнейшая неясность.

Одна версия сродни происхождению швейцарского фондю: в голодное время тамошние пастухи смешали и расплавили остатки, обрезки и огрызки разного сыра. Здесь действие перенесено в немецкий Любек и даже называется дата: 1407 год. Якобы тогда были полностью исчерпаны запасы хлебной муки, но в избытке остались миндаль и сахар. Толчёный миндаль, смешав с сахаром, превратили в подобие хлебцев.

Как тут не вспомнить французскую королеву, предлагавшую голодающим в отсутствие хлеба есть пирожные? Может быть, она что-то слышала о средневековых любекских умельцах?

В эту версию непросто поверить и нам, и тем более эстонцам, которые «точно знают», что сладость создал юный аптекарь по имени Март, чьё имя утвердилось в самом названии – на тот момент вовсе не кондитерского продукта, а снадобья от душевных болезней.

Но с не меньшим пылом на первородство претендуют и ещё в целом ряде европейских стран. Роднит их одно: все они в давние времена вели торговлю с Востоком, откуда среди прочих товаров, по всей вероятности, привозили и то, что мы именуем marzipan.

Вот и серьёзные исследователи истории кулинарии и кондитерского дела склоняются к тому мнению, что сладость впервые появилась гораздо раньше, и в восточных странах. Скорее всего, в Китае, откуда его заказывали халифы Среднего и Ближнего Востока.

Нашлась даже некая «заявка» от такого правителя, датированная 800-м годом. Хотя и тут не всё ясно. Некоторые исследователи отдают пальму первенства Персии, откуда сладость якобы через Турцию попадала в европейские страны.

Музей носит имя его создателя Кароя Сабо, который больше известен тут как «дядюшка Карши». Он часто сам встречал гостей, улыбаясь в свои поседевшие с годами пышные усы, рассказывал о некоторых экспонатах. И ошеломленные гости сначала недоверчиво, а затем ошеломленно, тоже начинали улыбаться, поражённые изобретательностью, упорством и мастерством этого человека.


Карой Сабо

Родившийся в 1926 году в бедной семье, Карой в шестилетнем возрасте остался без матери. Годы ученичества пришлись на военное время. Всё же ему удалось освоить основы поварского искусства и, оказавшись в американском плену в 1945 году, он смог проявить свое искусство кулинара и кондитера.

Как «перемещенное лицо», он был направлен на работу в Австрию, в один из монастырей, где размещалась кухня для расквартированной поблизости американской части. Он был изобретателен, трудолюбив и в 1947 году смог уже как свободный человек устроиться на работу в одну из венских кондитерских. Вначале подсобным рабочим, а потом и кондитером.

Мастерство и фантазия кулинара делали популярной каждую венскую кондитерскую, куда его теперь зазывали на работу. В одну из них как-то зашёл невысокий смуглый человек, поразившийся разнообразием и вкусом пирожных. Это был владелец крупнейшей в Бейруте и самой прославленной на всем Среднем Востоке кондитерской «Массуд».

От предложенной зарплаты, в шесть раз превышающей ту, что он получал тогда в Вене, 27-летний изготовитель сластей отказаться не смог. Открыв в центре ливанской столицы европейскую кондитерскую высшего класса, он выдержал успешную конкуренцию со своими весьма серьезными предшественниками – швейцарскими мастерами.

В те времена Ливан жил мирной и процветающей жизнью, и в состоятельных ценителях сладкого тут не было недостатка. Вскоре Сабо стал получать заказы от самых известных семей Бейрута. Однако слава его росла столь стремительно, что гонцы стали прибывать от семей всех правителей Ближнего и Среднего Востока – от Ирана до Египта.

Саудовские шейхи теперь не мыслили ни одного мало-мальски важного торжества, которое бы не завершалось чаем и кофе с пирожными и тортами «от Сабо».

Шестиэтажные свадебные торты для бракосочетания короля Иордании Хусейна также были заказаны у «Хаджи Халефа Бен Сабо», как он теперь, освоив арабский язык, стал иногда себя именовать.

За семь лет работы в Бейруте он обогатил себя не только лингвистическими, но и чисто профессиональными познаниями. Карой в совершенстве освоил искусство работы с кондитерским «материалом», характерным для этих краев – сырьем для изготовления марципанов.

«Секрет прост, – потом посмеивался он. – Главное, не нарушать соотношения миндаля и сахара: 65 и 35 процентов. А остальное – дело опыта…»


Ученики Сабо за работой

Резон в этом, конечно, есть: сахар куда дешевле миндаля, и незадачливые кондитеры иногда пытались во время готовки экономить.

– Проведённые за границей годы позволили мне вырасти и профессионально,  и как личности, – делился Сабо. – Жизнь открылась мне куда шире, чем прежде. Я увидел много тонкостей в том, как в мире организована торговля кондитерскими изделиями, и эти знания стали для меня бесценными, когда я затеял собственное дело. В Австрии мой престиж как профессионала был непререкаем. Об этом говорит и моё назначение после возвращения из Ливана в Промышленную палату Австрии на должность профессора и эксперта, курирующего самую большую провинцию страны – Нижнюю Австрию. А ведь несмотря на полученное мной австрийское гражданство на меня всё ещё там смотрели как на венгра… И тем не менее на протяжении 27 лет я обучал кондитерскому делу местных мастеров.

Именно в то время, в 1985 году, они вместе с супругой открыли в городе Пухберг первый в мире музей марципана. Позднее, окончательно возвратившись в родную Венгрию и уже имея опыт в этом деле, в 1996 году создали музей марципана в Сентендре.

Дата была избрана не случайно: в том году пышно и торжественно отмечалось 1100-летие Венгрии, и Карой решил по-своему проиллюстрировать книгу истории государства.

Вот граф Сечени, либерал и реформатор XIX века, носящий неофициальный титул «самый великий венгр». Радикал того же времени Лайош Кошут. Ещё один тогдашний реформатор граф Баттяни, возглавивший первое правительство после обретения страной автономии в составе империи Габсбургов. Гордый Шандор Петёфи, крупнейший поэт, герой революционных событий в Европе 1848 года...

На отдельном стенде в овальных золоченых рамах портреты великих композиторов и музыкантов: Барток, Лист, Кодай, Кальман.


Великие композиторы

Портретная галерея включает любимицу венгров, трагически погибшую от руки анархиста в таком безопасном месте, как Женева, королеву Элизабет, «Сисси», как ее называли и в Австрии, а часто и в Венгрии.

Есть и современная всеобщая любимица с трагической судьбой – принцесса Диана, леди Ди.


Прекрасная и несчастная Диана

Она не единственная представительница людей нашего времени – неподалёку во весь рост, в своей привычной позе изображен певец Майкл Джексон. Марципана и шоколада (белого, разумеется) на него ушло аж 80 кило, хотя сам певец весит, как сообщили арестовывавшие его полицейские, лишь 55.


Майкл Джексон

…Я прохожу по залам, где выставлены государственные реликвии – воспроизведённые во всех мельчайших деталях и в натуральную величину корона венгерских правителей, скипетр, держава, герб.

Богато представлены архитектурные красоты Будапешта: устремлённая ввысь готическая церковь Матьяша, утыканный островерхими башенками Рыбацкий бастион, ажурный Цепной мост через Дунай.

Накрыта огромным стеклянным чехлом венгерская гордость – Парламент, со всеми его бесчисленными башенками, завитушками, колоннами, фризами, арками. На его изготовление потребовалось 250 часов и 60 килограммов кулинарных продуктов. Купол и крыша покрыты порошком какао с добавками масла-какао.


Съедобный парламент

Вообще, «полотна» и скульптуры помимо марципана потребовали немало шоколада, карамели, грецкого ореха, других поджаренных орехов, нуги. А ещё вы ощущаете ароматы ванили, корицы, мёда, рома. Всё это – исходные материалы для произведений «дядюшки Карши».

Причём он всегда хотел, чтобы в его музее было одинаково интересно и взрослым, и детишкам. «Хотел» – поскольку вскоре после 80 лет отошёл от дел, оставив «хозяйство» прекрасно подготовленным другим мастерам. А в 2009-м, к сожалению, покинул этот мир. Успев открыть филиалы музея в нескольких венгерских городах и даже небольшую экспозицию при венгерском кафе в Москве.

К слову, Россия не забыта и в музее Сентендре. Отдельный уголок экспозиции заполнен вполне узнаваемыми объектами.


Россия не забыта…

…Большой раздел музея в Сентендре отведён сказочным персонажам. Здесь и Белоснежка, и все её друзья-гномы, другие герои сказок братьев Гримм, Микки Маус и Санта Клаус, персонажи современных мультиков, динозаврики, жутковатые инопланетяне.

Есть и натюрморты, роскошные цветущие кактусы и пышно украшенные яйца, словно изготовленные самим Фаберже…


Музейная флора

Изделия Кароя Сабо и его помощников не только удивляют, но и нагоняют аппетит. И об этом здесь знают. На выходе, на первом этаже большой зал, где вы можете выбрать полюбившиеся вам фигурки.

Имеются, конечно, и традиционные кондитерские изделия – торты, конфеты, но большинство приезжих приобретают что-то на память.

Если утерпят и не съедят сувенир по дороге.


Что купить на память?

Есть, правда, выход: купить не какое-то готовое изделие, а так называемый «марципановый пластилин», всевозможных колеров.

Он предназначен в первую очередь для детей. При лепке, как установили медики, у ребёнка стимулируется мелкая моторика, что ведёт к развитию речи и активизации мозговой деятельности. Специфика такого необычного материала, как марципановый пластилин, к тому же положительно влияет на нервную систему, непосед успокаивает, а ленивых бодрит. Благодаря контакту с миндалём в кожу впитывается полезнейший витамин Е.

Специалисты называют это «марципанотерапией».

Впрочем, возможно, детишек просто вдохновляет перспектива последующего употребления созданного ими по прямому назначению?

Ведь по вкусу «мартовский хлеб» неповторим…

Владимир Житомирский

71


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: