Читать Часть 1: Мечтал только об одном: поесть и согреться
Читать Часть 2: Ручки-ножки на проводах
Читать Часть 3: Редкие крошки
Читать Часть 4: Крысиный обед
Читать Часть 5: Заворот кишок
Читать Часть 6: Мне нравилось, что я умирал
Читать Часть 7: Не всех собак съели
Читать Часть 8: Светомаскировка
Читать Часть 9: Скрип снега
Читать Часть 10: Коврижка
Читать Часть 11: Защитник Родины боится укола
Читать Часть 12: А ты будешь фашистом!
Читать Часть 13: «Бэмби»
Я до невероятности везучий человек.
Помню, мама пошла записывать меня в школу. Это было в мае 1947 года. В апреле мне исполнилось семь лет.
С каждым дошкольником проводилась беседа. Как я потом понял, по результатам беседы и выносилось решение, в какой класс записать: 1 «а», 1 «б», 1 «в».
Уже потом, работая в школе, узнал принцип комплектования классов: чтобы было одинаковое количество сильных и слабых учеников, физически крепких и отстающих в развитии. Во время собеседования и требовалось выяснить уровень подготовки к школе.
Собеседование запомнилось. Его проводило несколько человек — три или четыре.
Меня спросили:
— Как тебя зовут?
— В-в-во-о-оло-о-дя, — ответил я.
— Как твоя фамилия?
— В-в-во-о-оло-о-дя.
— Мы не имя спрашиваем, а фамилию. Как твоя фамилия?
— В-в-во-о-оло-о-дя Ша-а-а-а-а-а-а-хи-и-и-иджа-а-а-анян.
— Какие сказки ты любишь?
Я молчал.
— Какие цветы тебе нравятся?
Я никак не реагировал на вопрос.
— Как имя-отчество твоей мамы?
Имя я знал: Тереза, а вот отчество — нет, поэтому решил промолчать.
— Хочешь учиться?
— Да!
— Кем ты хочешь стать?
— Отли… Отлич… Отлич-ч-чником.
— Нет, не в школе, — поправили меня. — Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Я пожал плечами.
— Ты меня боишься, стесняешься? — спросила учительница.
— Нет, — ответил я твёрдо, не заикаясь.
Тут вступила в разговор мама.
Она рассказала, что меня испугала собака, поэтому я заикаюсь и мне трудно говорить. Что читает мне сказки, а я их внимательно слушаю и, наверное, запоминаю. И что вообще я добрый, послушный, благородный мальчик.
Учительница взяла цветные карандаши и каждым провела линию.
— Какого цвета эта линия?
И я снова не мог ответить. Я не различал цветов.
— Он у вас дальтоник?
Впервые услышал это слово.
— Нет, не дальтоник, — ответила мама.
— Но он даже не может назвать, какой это цвет. Он у вас слишком зажат и недоразвит. Он не понимает, о чём я его спрашиваю.
Я действительно не понимал.
Учительница предложила:
— Может быть, его в специальную школу, в коррекционную?
И тут я заплакал. Но не громко.
Слова какие-то колючие, непривычные, непонятные: коррекционная школа.
А может, учительница сказала, что это школа для умственно отсталых?
Я плохо понимал, о чём они говорили, но мне почему-то было обидно за себя и за маму. Почему меня мама не отстаивает? Почему так внимательно их слушает?
В это время в кабинет вошёл мужчина — высокий, стройный, с добрыми глазами. Он подошёл ко мне, положил руку мне на голову и спросил:
— Ты что плачешь, мальчик? Плакать не надо. В школе надо смеяться. В школе надо учиться.
Учительница начала что-то рассказывать обо мне — что я ничего не знаю и не готов к школе.
Не знаю, чем я ему приглянулся, но помню, как он сказал:
— И он, и я — Володя. Мы тёзки. Я ему помогу.
И обращаясь ко мне, сообщил о своём решении:
— Мы берём тебя в первый класс.
Так я стал школьником.
Человеком, решивший мою судьбу, оказался директор школы Владимир Григорьевич Зорин.
Когда я учился в шестом классе, он, к сожалению, умер. Тело его привезли в актовый зал школы, и старшеклассникам (я прошёл незаконно) разрешили принять участие в гражданской панихиде.
Владимир Григорьевич помогал мне учиться.
Я его запомнил на всю жизнь.
Потом, годы спустя, я узнал, что он часто говорил на педсоветах:
— Мы учим детей войны — тех, кто потерял родителей и чудом выжил в блокадном Ленинграде. Мы должны относиться к ним как к своим родным, многое прощать. Мы должны быть к ним снисходительны.
Читать Окончание
Владимир Шахиджанян