Часть 1: Кто же превращён в лебедя?
ЧитатьЧитать Часть 2: Отчего столица названа её именем
Читать Часть 3: Так осёл ты или верблюд?
Читать Часть 4: У каждого своя Эгина
Читать Часть 5: Путешествие к «пупу Земли»
Читать Часть 6: Когда темно в Ретимно
Читать Часть 7: Может, это вовсе и не мифы?
В названии главного и крупнейшего города острова Крит зашифровано имя величайшего героя и силача древности Геракла. Официально город именуется Ираклионом. Но в русскоязычных греческих изданиях содержится подсказка: он значится как Гераклейон.
Городом Геракла его называл историк I века н.э. Страбон. Действительно, один из двенадцати подвигов, которые Гераклу заказал его мелкотравчатый и трусливый патрон по имени Эврисфей, герой совершил на Крите.
Впервые о нём я услышал в дошкольном возрасте, когда отец вывез меня на Рижское взморье в местечко Меллужи. В доме отдыха за обедом отец читал мне книгу «12 подвигов Геракла». Я старался растягивать еду как можно дольше – было интересно, кого ещё победит этот богатырь. Из столовой мы уходили последними, но в памяти что-то сохранилось, а что-то пришлось освежить.
Вспоминать и о Геракле, и об обедах в Меллужи оказалось очень естественно, бредя вдоль несокрушимых стен могучей крепости и поглядывая на раскинувшуюся в отдалении гавань.
…Итак, на сей раз Эврисфей, который никак не мог насытиться счастьем власти над таким героем, как Геракл, приказал тому отправиться на Крит, чтобы привести оттуда безумного и неукротимого быка.
М. Чевалков. «Геракл и Эврисфей»
Эта история полна загадочности. Критский царь Минос (к его персоне мы ещё не раз вернёмся) обратился к колебателю земли и повелителю морей богу Посейдону с нижайшей просьбой как-то подтвердить его высокий монарший статус.
Посейдон послал ему прекрасного быка, коего Минос должен был принести в жертву тому же Посейдону.
Похоже, обитатель Олимпа заподозрил некоторую закомплексованность критского правителя и заодно решил проверить его «на вшивость». И божественную проверку венценосец не прошёл: ему стало жалко приканчивать великолепного быка, и вместо него в жертву олимпийцу он принес одного из рядовых рогатых производителей.
Бог морей этого так не оставил и придумал для критского владыки изощрённое наказание. Он внушил его супруге Пасифае противоестественное любострастие к неубитому жертвенному быку (эти подробности в Меллужи, по-моему, опускались).
Была сооружена деревянная конструкция, напоминающая корову, внутрь которой забралась несчастная супруга Миноса. От этой связи на свет появился ужасный монстр с туловищем могучего человека и головой огромного быка.
Пасифая с младенцем Минотавром. IV до н.э.
Ему дали имя (или кличку?) Минотавр: первая часть слова ассоциировалась с именем Миноса, «тавр» в переводе – «бык».
О нём мы ещё поговорим. А пока что Посейдон не удовольствовался этой местью, а наслал на быка безумие. Могучее животное носилось по острову, сметая всё на своем пути.
А. Криесман. «Геракл и критский бык». 1853
Для присланного в командировку Геракла не составило особого труда совершить свой подвиг №7 – стреножить и укротить четвероногого.
Более того, он использовал его и как плавсредство, чтобы добраться до Пелопоннеса.
Представ пред очи Эврисфея с прекрасным трофеем, Геракл выполнил очередное задание хозяина. Однако тот оказался настолько малодушен, что побоялся как-либо распорядиться судьбой быка и велел просто бросить его.
Освободившись из могучих рук Геракла, бык тут же обрёл своё бешенство и начал бесчинствовать уже на просторах Пелопоннеса. Но это уже другая история.
Знаменитый ритон
Лик быка в Ираклионе вы встретите неоднократно. Символ, однако.
Но конечно, наиболее интересные его изображения вы найдете в археологическом музее. В том числе, и самое впечатляющее: великолепный, вселяющий глубокое уважение к мастерам, жившим 35 веков назад, ритон (сосуд) из плотного черного талька – стеатита.
Он изготовлен в виде горделивой головы быка с позолоченными могучими рогами и глазами из яшмы и хрусталя. Эбеновая голова животного украшена изящной светлой резьбой, имитирующей шерсть и складки кожи.
В богатейшей экспозиции собраны артефакты, начиная с седьмого тысячелетия до н. э.
Кому-то запомнится знаменитая «парижанка» – запечатлённая в XV веке до н.э. на фреске жрица, обликом, да и одеянием не сильно отличающаяся от дам куда более близких нам времён.
Парижанка?
Кто-то подивится слабосилием современных суперкомпьютеров, не способных расшифровать надписи на так называемом Фестском диске – плоском, размером с блюдо для фруктов керамическом артефакте, датируемом XVI веком до н.э.
Фестский диск: не по зубам и суперкомпьютеру
Но наверняка каждый отдаст должное научному подвигу британского археолога Артура Эванса, вычислившего и раскопавшего не просто дворец в Кноссе, но целую цивилизацию. Причем, древнейшую в Европе.
Так в XIX веке мировая культура обогатилась крито-микенской цивилизацией.
Получить первое представление об этой культуре можно, бродя по залам музея. Но не побывать в Кноссе значит лишить себя очень многого.
Заметим, что после Акрополя это самый посещаемый в Греции исторический объект, коих в Элладе неимоверное количество.
Кносс расположен в пяти километрах южнее Ираклиона.
Перед поездкой туда стоит по мозговым сусекам собрать все сохранившиеся крохи древнегреческих мифов, а затем, по приезде, сцементировать их собственным воображением.
Иначе вы в первую очередь увидите лишь монументальную груду камней, кое-где скрашенных руинами стен, остатками могучих фундаментов и восстановленными портиками с бордовыми колоннами.
Обломки великой цивилизации
При более тщательном осмотре в каменном хаосе вы всё же обнаружите остатки бесчисленных комнат и помещений различного назначения, фрагменты циклопических колонн, найдёте восстановленные до стадии полной новизны фрески 35-векового возраста.
На одной из них изображен могучий бык, что позволяет вам дать волю собственной фантазии, тем паче, что неподалеку вы видите изображённые на стене лабрисы – двусторонние секиры.
Иногда рисунки чёткие после реставрации. Порой это только абрисы. Абрисы лабрисов.
Бык и лабрис – частое соседство
При раскопках дворца Эвансом тут находили реальные огромные лабрисы, превышающие человеческий рост.
Если отринуть мысль, что орудовали ими титаны либо циклопы, то придётся согласиться с предположениями ряда ученых: использовать такие топоры можно было лишь в церемониальных либо ритуальных целях. Например, при организации тогдашнего «почётного караула» или при заклании жертвенных животных.
По устоявшейся версии, ассоциировавшийся со священнодействием лабрис дал рождение слову «лабиринт», что примерно означает «крепость лабриса».
А построил эту «крепость» – дворец для царя Миноса – один из величайших скульпторов, изобретателей и архитекторов древности Дедал. Причем совершил этот строительный подвиг где-то за XVI-XVII веков до новой эры.
Царская обитель была грандиозной, занимая площадь в 22 тысячи квадратных метров. Залов, покоев и служебных помещений насчитывалось не менее полутора тысяч. Соединены они были столь запутанными и причудливыми переходами, что «крепость лабриса» в широком смысле стала синонимом практически безвыходной ситуации.
Учёные полагают, что дворец был окружён процветающим, чуть ли не стотысячным городом.
Таким был дворец Миноса? (Реконструкция)
А мифы предлагают свою версию.
Царь Минос воспользовался лабиринтом, чтобы загнать в самый его центр злобного Минотавра, чудовищный плод мезальянса его супруги и избежавшего заклания критского быка.
Это ужасное создание было вовсе не травоядным, а отличалось пагубной страстью к поеданию людей. Чем и пользовался Минос.
В отместку за то, что в Афинах трагически погиб его сын, могущественный царь потребовал, чтобы раз в девять лет афиняне в качестве контрибуции отправляли на Крит по семь девушек и семь юношей.
Коих гнусный Минотавр безжалостно пожирал. Так произошло уже дважды.
Подросший и набравшийся сил сын афинского царя Эгея Тесей решил положить конец этому бесчинству. Отправившись вместе с очередной партией безутешных юных афинян, он решил сразиться с монстром, а точнее сразить его.
Корабль шёл под черными парусами в знак скорби по будущим жертвам Миносу и Минотавру. В случае победоносного возвращения Тесей пообещал пригорюнившемуся отцу сменить паруса на белые.
Легенда украшена массой завитушек.
Минос, будучи одним из бесчисленных отпрысков любвеобильного громовержца Зевса, не принял всерьёз намерений Тесея. Но и тот был не лыком шит, заявив, что он сын Посейдона. Внебрачный, разумеется.
Заручившись поддержкой Афродиты и еще нескольких олимпийцев и, главное, обаяв дочь Миноса Ариадну, он отправился на бой.
Сара Юнг. «Тесей и Минотавр»
Если теоретически одолеть человекобыка он ещё был в состоянии, то выбраться после этого из хитросплетений лабиринта на свет божий он бы вряд ли сумел. Но царевна, как известно, дала ему клубок ниток, а заодно и особо острый меч, который никак не мог понравиться Минотавру.
Разъярённый тем, что вместо долгожданного жертвоприношения он увидел вооруженного мечом воина, человекобык бросился на Тесея, опустив голову и нацелив на него свои смертоносные рога. Но и получил по рогам. Да и по другим частям своего противоестественного тела – меч царской дочери попадал точно в цель.
А нить Ариадны, которую юный смельчак, закрепив у входа, предусмотрительно тянул, двигаясь внутрь лабиринта, помогла ему выбраться на свет…
Тесей и Ариадна
Вы бродите среди руин дворца, пытаясь сообразить, хотя лучше сказать, вообразить, где же всё-таки происходила эта дуэль.
Наверное, среди вон тех камней, пунктиром обозначающих остатки давних стен и колонн…
Где же происходила схватка с Минотавром?
Между тем, начавшись за здравие, миф, что называется, окончился за упокой.
Тесей вместе с полюбившей его и полюбившейся ему Ариадной от гнева Миноса скрыться сумел. Афинянину для этого пришлось продырявить днища критских судов, способных пуститься за ним в погоню.
А дальше была остановка на острове Наксос. Ночь любви.
И – никак не согласующееся с желаниями влюбленных, неожиданное явление бога вина Диониса. Важный – и могущественный – гость сообщил, что олимпийцы предназначили Ариадну в жены не нашему герою, а ему, Дионису.
Если с сыном бога Миносом Тесей ещё мог тягаться, то вступить в спор с одним из богов он был уже не в силах. Оставив возлюбленную на Наксосе могущественному сопернику, исполненный глубокой грусти Тесей продолжил путь домой. И от всех переживаний запамятовал о своём обещании отцу – сменить в случае виктории над Минотавром паруса на обычные белые.
С нетерпением ожидавший возвращения сына афинский царь Эгей поднялся на высокую скалу, откуда и увидел корабль Тесея под черными парусами. В глубоком горе он ринулся в пучину.
В память о нём, как уже говорилось, море стали именовать Эгейским.
Но вы продолжаете бродить по руинам Кносского дворца, обнаруживая то ведущие куда-то вглубь каменные ступеньки, то остатки колодцев, то руины загадочных переходов…
Реальность, подкрепляющая мифы
И окончательно теряете понимание, где кончается реальность и начинается мифотворчество.
Вот история с создателем дворца Дедалом – миф или история, хотя и древняя? Речь уже не о строительстве дворца для Миноса, и не о массе изобретений, которые придумал для царя этот «Леонардо древности», а о том, как он навлёк на себя гнев своего вельможного хозяина.
Заметим, что Дедал провинился перед афинскими властями и бежал на Крит, где его приютил Минос, нещадно эксплуатируя его таланты. Более того, никак не хотел отпускать его от себя. Дедал давно изобретал пути к побегу.
Подтолкнуло же его то, что разъярённому историей с гибелью его пасынка Минотавра и бегством любимой дочери Миносу взбрело в голову, что за всем этим стоял мастер на все руки Дедал.
Как мы знаем, дело решалось в более высоких сферах. Но царю разве что докажешь? И Дедал в отсутствие возможности бежать морским путем, решил использовать воздушное пространство.
Изготовив для себя и сына Икара две пары крыльев из перьев и воска, он строго предупредил Икара, чтобы тот не поднимался близко к солнцу: воск может растаять.
Последующие события известны каждому: легкомысленный сын великого изобретателя устремился к светилу, крылья расклеились, и волны поглотили Икара…
Якоб Питер Гови. «Падение Икара», 1636 г.
В этом мифе поражает одно. Пустоголового Икара знает всякий: часть Эгейского моря, неподалеку от того места, где в результате своей эскапады он утонул, названа Икарийским морем, ближайший остров – Икарией.
Даже в цирке есть «икарийские игры», разновидность акробатики с перебрасыванием партнеров по воздуху. А вот о свершениях бесконечно талантливого Дедала помнят в основном те, кто интересуется Древней Грецией.
Что это – восхищение бездумной «устремлённостью к звёздам»?
Нельзя же всерьёз считать его поступок отважным. Куда сложнее было его уже немолодому батюшке отмахать – в прямом смысле слова – половину Средиземноморья, чтобы добраться до Сицилии.
А там прославленного мастера и архитектора приняли с распростёртыми объятиями. Он был обласкан местным правителем Кокалом.
Однако всесильный и мстительный Минос и здесь настиг его. Залатав пробитые Тесеем суда, он примчался на Сицилию с требованием возвратить строптивого беглеца.
Проникшиеся уважением к смелому изобретателю и к тому же выдающемуся художнику дочери Кокала не без коварства предложили высокородному визитёру для начала отдохнуть во дворце, принять расслабляющую ванну, причём с их участием.
Предложение располагающих к себе милых дам было принято с энтузиазмом и надеждой.
В ходе этой водной процедуры девицы ничтоже сумняшеся вылили на незваного гостя котёл с кипятком.
Видимо, в этот момент Зевс, учтя все прегрешения Миноса, не счёл необходимым вмешаться в судьбу своего отпрыска, коий и скончался в ужасных муках.
Великий Дедал
А Дедал ещё долго жил на Сицилии, немало полезного сделав для её жителей.
…Нет, пора уже перестать бродить по этим древним камням. Мифов ещё хватает, а время-то поджимает.
Прощание с Кноссом
Надо вернуться в Ираклион, походить по его улочкам.
Восхититься мощью построенной венецианцами крепости.
Построено венецианцами
Зайти в Музей истории Крита, хотя бы затем, чтобы постоять у полотен
«Крещение Христа» (1567) и «Вид на гору и монастырь Синай» (1570) кисти Доминика Теотокопулоса, великого уроженца Крита, известного нам как Эль Греко.
Его греческое происхождение сохранено в псевдониме, хотя он считается испанским художником.
В своём позднем средневековье он воспринимался многими настороженно, и это, ещё мягко говоря. Экспрессивность его работ, эти удлинённые фигуры, это буйство красок – всё это выламывалось за принятые нормы эстетики.
Эль Греко. «Крещение Христа»
Признание пришло лишь в ХХ веке, когда он был объявлен предвестником таких течений, как экспрессионизм и кубизм.
…А теперь ещё надо обойти вокруг ажурного здания Лоджии – тут она покрупнее, чем в Ретимно, хотя это осознаёшь не сразу: площадь высоких арочных окон больше простенков между ними, а башенки и светлый песчаник делает средневековое здание и вовсе воздушным.
Ажур Лоджии
На довольно суматошной площади Венизелу мы выберем в уличном кафе столик, ближайший к фонтану. Жарко. А из пастей квартета львов, смахивающих на разжиревших лягушек, текут соблазнительные струи студеной воды.
Они так текут уже почти четыре столетия.
У «Львиного фонтана»
Но разве это возраст в сравнении с тем, что мы видели в Кноссе?
Однако чтобы отдохнуть – и от мифов, и от довольно шумной круговерти большого города, надо ехать в Ханью.
И мы не преминем это сделать.
Владимир Житомирский